Хроника подготовки решений по оттеснению коммерческих страховщиков из системы страховой медицины.
Сегодня,
22 января 1997 г.
Правительственный законопроект предлагает обойтись без страховых компаний 1384 просмотра
В апреле 1997 года исполнится 4 года с того момента, как в России перестало существовать бесплатное медицинское обслуживание. 2 апреля 1993 года был принят закон Российской Федерации “О медицинском страховании граждан…”, который должен был обеспечить “конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь”.
За эти годы в России уже сложились основные элементы системы обязательного медицинского страхования: в настоящее время действует 88 территориальных фондов ОМС и 1160 их филиалов, на страховом рынке работает свыше 530 страховых медицинских организаций, страховые полисы получили 110 млн человек. С апреля 1993-го по октябрь 1996 года в фонды обязательного медицинского страхования поступило 36,2 трлн руб. В то же время в системе ОМС явно обозначились “узкие места”. Главное из них — задержки с выплатой средств в фонды обязательного медицинского страхования. На октябрь 1996 года общая задолженность предприятий и органов исполнительной власти перед системой ОМС составила около 17 трлн руб. Проще сказать, система обязательного медицинского страхования недополучила треть от положенного. Существуют и другие “побочные эффекты”, в их числе — низкое качество медицинской помощи, нецелевое использование средств, выделяемых на ОМС, и т.д. В Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания по двум проектам федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, один из которых был внесен правительством РФ, другой подготовлен членом комитета по охране здоровья Госдумы депутатом г-ном Горюновым. Несмотря на полную идентичность названий, идеи, заложенные в законопроектах, диаметрально противоположны. Думский вариант предлагает совершенствование уже сложившейся системы, конкретизируя отдельные положения закона, в частности, контроль за целевым расходованием средств, качеством медицинских услуг и т.д. Законопроект, представленный на слушания правительством в лице Минздрава (9 страниц), создавался не иначе как желанием “новый мир построить”. Документ предлагает совершенно новую систему обязательного медицинского страхования — без страховых организаций. Суть новации, разработанной в Минздраве, состоит в том, что функции страховщиков должны исполнять фонды обязательного медицинского страхования. Такой подход даже непосвященного может запросто ввести в оторопь: страхование без страховой организации примерно то же самое, что и врачевание без врачей. Однако, похоже, разработчиков законопроекта это не смущает. Как не смущает и возможность заниматься страховой деятельностью в нарушение главы 48 Гражданского кодекса и закона “О страховании”, которые предполагают обязательное лицензирование страховой деятельности. Кстати, ныне действующий закон “О медицинском страховании…” также обязывает медицинских страховщиков иметь лицензию, выданную ведомством по надзору за страховой деятельностью. Светлые умы из Минздрава разрешили эту проблему запросто, записав в статье 8 строку “деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования лицензированию не подлежит”. Справедливости ради нужно отметить, что страховые организации в законопроекте помянуты следующим образом: “Территориальные фонды ОМС при необходимости могут привлекать к страховой деятельности (!) в качестве агентов страховые организации, имеющие государственную лицензию на право заниматься медицинским страхованием”. Умри — лучше не скажешь! Страховщик-самозванец будет привлекать профессионалов к страховой деятельности в соответствии с собственными пристрастиями по принципу “чего душа пожелает”. Проще сказать, фонды обязательного медицинского страхования правительственным проектом превращаются в дочерние предприятия Минздрава и комитетов по здравоохранению местной исполнительной власти. Федеральный фонд ОМС учреждается правительством (читай — Минздравом), территориальные фонды — органами исполнительной власти на местах (читай — комитетами здравоохранения), ими же назначается руководитель фонда. Интересная деталь: в законопроекте отсутствует какое-либо упоминание о контроле за целевым расходованием средств фонда. Но, по мнению Минздрава, именно его схема сможет “гарантировать гражданам Российской Федерации получение медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования”. Понятно, что фраза о гарантиях в законопроекте — необходимый в такого рода делах антураж. На самом деле законопроектом предлагается такая схема, при которой функции аккумулирования средств и распоряжения ими будут сосредоточены у монополиста — фонда обязательного медицинского страхования, подведомственного Минздраву и комитетам здравоохранения при местных органах исполнительной власти. При нынешней системе (со всеми ее недостатками) страховые организации, конкурируя между собой, вынуждены следить за правильностью расходования средств и качеством медицинских услуг. Фонды ОМС едва ли станут этим заниматься. Даже при нынешней системе в фондах ОМС нередки серьезные злоупотребления. Например, осенью 1996 года КРУ Минфина была проведена проверка деятельности Московского фонда обязательного медицинского страхования. Результаты ее вызвали изумление даже у Виктора Черномырдина. Выяснилось, что фонд исхитрился незаконно истратить около 500 млрд руб., 20 млрд сотрудники потратили на приобретение квартир, автомобилей и прочее. Раньше за подобные деяния грозила статья за хищение государственных средств в особо крупных размерах. В наше время никто не пострадал, так как нынешнее законодательство не позволяет привлекать к уголовной ответственности за нецелевое использование государственных средств. Нетрудно представить, какой размах могут принять “шалости” с государственными средствами, если будет принят вариант закона, предложенный Минздравом. Как это отразится на здоровье граждан — вопрос риторический.
Иван АНДРОНОВ
Вся пресса за 22 января 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
2 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
LMA заявляет, что улучшенный цифровой андеррайтинг будет значительно расти
|
|
Деловой квартал-Нижний Новгород, 2 декабря 2024 г.
Нижегородских аграриев поддержат дополнительным финансированием в 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Страховщики выступают против планов ЕС по дальнейшему ужесточению регулирования
|
|
Право.Ru, 2 декабря 2024 г.
«Ингосстрах» не смог взыскать со Сбербанка 12,3 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Кибератаки национальных государств приводят к хаосу на рынках
|
|
РБК.Уфа, 2 декабря 2024 г.
Башкирия получит на поддержку агрострахования 33 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Аналитики Berenberg ожидают стабильных цен на перестрахование при продлении договоров в январе 2025 года
|
|
Комсомольская правда-Тамбов, 2 декабря 2024 г.
В Тамбовской области страховая компания отказывалась выплачивать деньги родным умершего клиента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Рост кибер-активности снижается по мере снижения ставок
|
|
РИА Новости, 2 декабря 2024 г.
Кабмин выделит более 700 млн руб на снижение издержек аграриев при ЧС – Мишустин
|
|
Профиль, 2 декабря 2024 г.
Компенсация по прейскуранту
|
|
ТАСС, 2 декабря 2024 г.
Кабмин направит 760 млн руб. на поддержку агрострахования
|
|
Комсомольская правда, 2 декабря 2024 г.
Нас беспокоит служба подержки автозапчастей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Ставки перестрахования имущества стабильны, но риски могут ужесточиться
|
|
Коммерсантъ онлайн, 2 декабря 2024 г.
Суды отказали «Ингосстраху» в иске к «Сберу» на 12,3 млн рублей
|
|
Комсомольская правда-Саратов, 2 декабря 2024 г.
«Профессионал года» Расимя Бакиева
|
|
Финмаркет, 2 декабря 2024 г.
За 9 месяцев чистая прибыль страховщиков снизилась на 15%
|
 Остальные материалы за 2 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|